Рубрика №1

Вопрос: В ближайшие дни стартует избирательная кампания по выборам Губернатора Челябинской области, а позднее депутатов представительных органов в г. Челябинске. Кто может быть выдвинут на кандидатом на должность в Губернатора Челябинской области? И кто может стать кандидатом в депутаты органов местного самоуправления?

На должность Губернатора области гражданин РФ, достигший возраста 30 лет. Кандидатом в депутаты органов местного самоуправления может стать гражданин, достигший 18 лет. Ограничений по месту проживания и регистрации не имеется.

Имеются ли какие либо ограничения для выдвижения граждан на должность Губернатора?

Эти ограничения предусмотрены федеральным законодательством. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

- осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

2) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

3) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных федеральным законодательством о выборах.

Вопрос: Какие способы выдвижения кандидата на должность Губернатора области:

Ответ: существует два варианта выдвижения:

- избирательными объединениями – политическими партиями. Они могут выдвинуть кандидатом, как члена своей партии, так и беспартийного гражданина. Не могут выдвинуть лишь гражданина, состоящего в иной партии;

- в порядке самовыдвижения.

Аналогичные способы выдвижения в законодательстве о выборах предусмотрены и для выдвижения в органы местного самоуправления.

Рубрика №2

Вопрос: с какого момента кандидат считается выдвинутым?

- Кандидат на должность Губернатора Челябинской области считается выдвинутым и получает статус кандидата с момента уведомления избирательной комиссии Челябинской области о своем выдвижении, представления в нее заявления соответствующего с необходимым пакетом документов.

Вопрос: нужно ли собирать подписи в поддержку выдвижения кандидату?

- В соответствии с законодательством о выборах для получения статуса зарегистрированного кандидата кандидат на регистрацию представляет листы поддержки с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах. Эти подписи в листах поддержки заверяются нотариально. Количество определяется законодательством области. Для поддержки выдвижения должно быть собрано 266 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований области. В числе этого количества подписей должно быть 62 подписи депутатов представительных органов и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов, собранных не менее, чем в 33 муниципальных районах и городских округах области.

Кроме этих листов кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения, представляют подписные листы с подписями избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории Челябинской области. Это составляет 13169 подписей. С учетом запаса на выбраковку кандидат вправе представить не более 14485 подписей.

Подписные литы и листы поддержки также оплачиваются из средств избирательного фонда кандидата.

Рубрика №3

Вопрос: после своего выдвижения кандидат имеет право уже вести предвыборную агитацию?

- После этого кандидат обязан назначить уполномоченного по финансовым вопросам, создать избирательный фонд. Из соответствующего избирательного фонда может оплачиваться предвыборная агитация. Да, с момента выдвижения кандидат уже может вести предвыборную агитацию: выпускать печатный агитационный материал, размещать баннеры. Единственный вид агитации, который запрещен с момента выдвижения и начнется за 28 дней до дня голосования для всех кандидатов – это агитация в СМИ.

Вопрос: А каков предел избирательного фонда кандидата и из каких источников он может формироваться?

- Избирательные фонды кандидатов могут формироваться только за счет:

1) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предела фонда;

2) средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением и которые в совокупности не могут превышать 100 процентов от предела фонда;

3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 5 процентов и 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата.

Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 150 миллионов рублей.

Вопрос: На что могут траться средства избирательного фонда кандидата?

- Средства избирательного фонда имеют целевое назначение и могут использоваться только на:

1) финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей, депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату изготовления подписных листов, листов поддержки кандидата и на расходы, связанные с нотариальным засвидетельствованием подлинности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата;

2) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

3) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.

Рубрика №4

Вопрос: Что такое предвыборная агитация?

- Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);

Вопрос: Агитация предвыборная это только призывы голосовать «за» или «против» или есть еще какие-то признаки:

- Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Вопрос: Для СМИ любой их этих признаков, имеющийся в печатных материалах, сетевых или эфире означает, что материал относится к предвыборной агитации

- 2.1. Деятельность СМИ в период избирательной кампании признается агитационной только в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата – это касается только призывов к голосованию «за» или «против» кандидатов, список, списки кандидатов а действия, имеющие иные признаки, указанные выше, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно, то есть 2 и более раза

Какие формы и виды агитации существуют?

- Предвыборная агитация может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Вопрос: Кто определяет какой вид или форму предвыборной агитации сколько и когда можно использовать?

- Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Рубрика №5

Вопрос: после выдвижения кандидаты вправе вести агитацию. Каковы правила выпуска печатных, аудиовизуальных и иных материалов?

- Кандидаты вправе распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Вопрос: Где могут изготовить агитационные печатные материалы кандидаты?

- Исключительно в организации или у индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, которые опубликовали сведения о размере (в валюте РФ) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, и в тот же срок представили в организующую выборы комиссию. Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).

Вопрос: Какие требования предъявляются законодательством о выборах к изготовлению и размещению агитационных печатных материалов?

- Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в организующую выборы избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в органы государственной власти Челябинской области вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.

Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, с нарушением требований, названных выше. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушениями.

Вопрос: Где можно и где запрещено размещать печатные агитационные материалы?

- Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка.

Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением запрещенных мест) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Рубрика №6

Вопрос: Каковы условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий

- Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации регулируется не только законодательством о выборах, но и Федеральным законом «О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ», положения которого также должны соблюдаться. Так, уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопрос: Очень часто избирателей приглашают на собрания, где происходит встреча с кандидатом. Где могут проводиться такие собрания, кто может предоставить помещение кандидату, с какого момента возможен этот вид предвыборной агитации?

- С момента получения кандидатом статуса зарегистрированного кандидата, по его заявке пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам для встреч с избирателями. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов.

Вопрос: Что подразумевает норма о равных условиях?

- Если помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, Челябинской области и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязан уведомить в письменной форме определенную законом комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам.

Вопрос: как о предоставлении помещения может узнать другой зарегистрированный кандидат?

- Комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов.

Вопрос: В какой срок должна быть рассмотрена заявка зарегистрированного кандидата?

- Заявки на выделение помещений, о которых говорили выше для проведения встреч зарегистрированных кандидатов с избирателями рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок.

Вопрос: А с момента выдвижения кандидат до регистрации может использовать на эти цели какие-либо помещения и на каких условиях?

- Кандидаты с момента выдвижения вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.

Рубрика №7

Вопрос: Существуют ли какие-то ограничения для кандидатов, связанные с должностным или служебным положением?

- Существуют. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Вопрос: Как это подтверждается?

- Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.

Вопрос: А если такая категория граждан не являются кандидатами, есть какие-то ограничения?

- Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата.

Вопрос: Что понимается под использование должностного, служебного положения?

- Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов,

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, если иным кандидатам, не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, и (или) избранию кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Рубрика №8

Вопрос: Каковы условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях?

Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам как за плату, так и бесплатно.

Зарегистрированный кандидат, не вправе использовать предоставленные им эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов.

Вопрос: Есть требования, которые необходимо выполнить организациями СМИ для предоставления эфирного времени и печатной площади зарегистрированным кандидатам для предвыборной агитации?

Негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) независимо от срока регистрации изданий, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, платное эфирное время, платную печатную площадь, платные услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях при условии выполнения указанными организациями и редакциями требований:

Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания, редакциями негосударственных периодических печатных изданий и редакциями сетевых изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий, учрежденных кандидатами.

При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения, информация о дате и об источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, услуги по размещению агитационных материалов в сетевом издании в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы.

Иные негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь.

Вопрос: Может ли организация СМИ отказаться от предоставления эфирного времени и печатной площади кандидатам?

Допускается отказ от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации услуг по размещению агитационных материалов в сетевом издании, выраженный путем непредставления в соответствующую комиссию уведомления, указанного выше в установленные сроки:

а) негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий;

б) редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю;

в) организаций телерадиовещания, осуществляющих выпуск специализированных телеканалов, радиоканалов, телепрограмм, радиопрограмм, и редакций специализированных периодических печатных изданий;

г) редакций сетевых изданий;

д) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Челябинской области - муниципальных организаций телерадиовещания и редакций муниципальных периодических печатных изданий.